Дополнительное образование в области кризисного психологического консультирования

При работе с людьми, оказавшимися в кризисной, опасной для жизни ситуации, психологам и специалистам смежных областей приходится в довольно сжатые сроки выяснить мишени психологической помощи, уяснить источник боли, рассчитать алгоритмы дальнейших действий. Поэтому, подыскивая образовательные учреждения, обращайте внимание на программы обучения – они должны в полной мере охватывать все возможные спектры проблемы, возникающие в работе кризисного психолога.

Основные кризисные ситуации
• Жестокое обращение с детьми (CAN) – пренебрежение нуждами, психологическое, физическое и сексуальное насилие.
• Домашнее насилие.
• Суицидальный риск.
• Потеря близкого человека.
• Буллинг, отсутствие взаимопонимания с одноклассниками и учителями, коллегами и начальством, жестокое нападение в школе.
• Природные и техногенные катастрофы.
• Теракты.
• Иные угрожающие жизни ситуации.

При кризисном консультировании придется столкнуться с немотивированностью клиента/пациента, что, как правило, отсутствует при типичном консультировании. Наиболее распространённые факторы, способствующие возникновению острых /кризисных состояний и усугубляющие их:
• Усложнение и жёсткость среды.
• Ускоряющийся ритм жизни.
• Глобализация.
• Ритмичный темп жизни, требующий постоянного изменения и овладения новыми навыками.
• Ужесточённые требования к образованию.
• Усложнение социальной адаптации.

Особенности кризисного консультирования
• Работа с острыми случаями, тяжёлыми жизненными ситуациями и переживаниями, эмоциональная затратность для специалиста.
• Малоресурсность клиента.
• На психическое состояние клиента оказывают влияние одновременно множество факторов, на которые специалист не сможет непосредственно повлиять. Также проблемы клиента способны вовлекать и затрагивать интересы и судьбы других людей.
• Высокая объективная и субъективная ответственность (личная, профессиональная, юридическая).
• Необходимость быстрого реагирования и принятия важных решений в условиях дефицита времени и высокой неопределённости.
• Этапность помощи.
• Необходимость подключения специалистов смежных отраслей (медиков, педагогов, социальных работников, правоохранителей, волонтёров).
• Необходимость принятия вынужденных решений.

Без определённых знаний и навыков решить вышеперечисленные задачи довольно сложно. Оттого многие ВУЗы разрабатывают программы обучения для студентов-психологов, решивших продолжить обучение в магистратуре, так и для специалистов из других областей, которым необходима переподготовка и овладение навыками кризисного консультирования. По завершению прохождения курсов всем слушателям выдаётся сертификат о прохождении подготовки или переподготовки в данной области.

Выбирайте школу правильно, обращая внимание на:
1. Репутацию обучающего заведения, отзывы профессионалов и выпускников.
2. Наличие документов, разрешающих вести преподавательскую деятельность в данной сфере, и сертификатов.
3. Портфолио педагогов – этот тот случай, когда наличие практики оценивается выше, чем просто наличие учёных степеней.
4. Временное соотношение преподавания теоретического материала и практических занятий.
5. Условия овладения практическими навыками.
6. Статус документа, свидетельствующего о получении образования.